Соединение воздуховодов: основные методы

Основные способы соединения воздуховодов

 

Современные вентиляционные системы обеспечивают качественное вентилирование воздушных потоков, воздухообмен, поддержание температуры на заданном уровне. Чтобы все параметры гарантировать, необходим профессиональный монтаж, предусматривающий качественное соединение воздуховодов.

Конструкция вентиляционных каналов и воздуховодов: а — в кирпичных стенах, б — в бороздах стены, заделываемых плитами, в — подвесной воздуховод у потолка, г—приставные вертикальные каналы, д — компоновка каналов со встроенными шкафами, е — каналы из сухой штука­турки в перегородках, 1 — кирпичные стены, 2 — штукатурка, 3 — гипсошлаковые плиты, 4 — перекрытие, 5 — подвеска стальная, 6 — крепление (50х50х4 мм).

Сегодня в строительстве используют несколько способов соединения воздуховодов, каждый из которых используется в зависимости от используемого материала и условий монтажа.

Соединения для металлических воздуховодов

Основные способы соединения подобных элементов – фальцевые или сварные. В большой степени это зависит от толщины используемого металла. Если для изготовления применяется тонколистовая сталь (не более 1-1,5 мм толщиной), то выполняют фальцевое соединение.

При большей толщине стенок понадобится сварочный аппарат. От того, как выполнена стыковка, зависят герметичность всей системы, ее производительность, работоспособность, долговечность. Наиболее типичные фальцевые, сварные соединения:

Принципиальная схема конструкции воздуховода из оцинкованной стали на фланцевых соединениях.

  • на отдельном фальце, имеющем двойную отсечку, с защелкой (относится к бесфланцевым соединениям воздуховодов);
  • на угловом, поперечном или лежачем фальце;
  • посредством специальной планки, рейки;
  • встык и встык с использованием отбортовки;
  • внахлест.

Способы соединения воздуховодов с прямоугольным, круглым сечением имеют свои особенности. Чаще всего для фиксации деталей используют фланцы, бандажи, шины, а также ниппельный (муфтовый) способ и раструбный.

Стыковка круглых воздуховодов

Для соединения элементов, имеющих круглое сечение, сегодня применяют 3 основных способа стыковки. Один из наиболее распространенных методов – фланцевый, он используется при фальцевом способе соединения.

Для этого из металлической полосы (если требуется стыковать детали малого диаметра) либо угловой стали изготавливают фланец, который крепится на воздуховоде посредством отбортовки. Последняя гарантирует герметичность и надежность крепления (не забывайте, что отбортовка не должна закрывать сечение). Помимо фланцевого метода, существует еще несколько:

Принцип действия воздуховода.

  1. Бандаж. Удобный способ соединения, особенно хорошо подходящий для химических производств. На воздуховод, имеющий заранее отбортованные торцы, надевают бандаж, при этом внутреннюю полость заполняют различными герметизирующими мастиками. Если речь идет о химическом производстве, то используются мастики, стойкие к агрессивным средам. Метод отличается высокой надежностью, однако ввиду сравнительно высокой стоимости бандажей последние в быту используются нечасто.
  2. Соединение с использование ниппеля (или муфты). Разница между этими двумя деталями заключается в том, что муфта закрепляется снаружи воздуховода, а ниппель – внутри. Наиболее простой и недорогой ниппель отличается отсутствием уплотнительных прокладок. Более дорогая деталь имеет от одного до двух уплотнителей. При использовании бюджетного варианта ниппеля стык впоследствии необходимо герметизировать посредством алюминиевой уплотняющей ленты или полимерного скотча. Предпочтительнее использовать более дорогой ниппель с жаростойкими прокладками, потому что существует риск износа или даже выгорания герметизирующей ленты. Все вышесказанное относится и к муфте.
  3. Раструб. Данный вариант подразумевает заход одного элемента в другой. Здесь может быть использована одна из двух разновидностей: либо воздуховод сделан в виде конуса, либо на концах изделия уже имеются сужения (расширения). Для вентиляционной системы подобное соединение не подойдет из-за недостаточной герметичности, но для обустройства вытяжки, обладающей естественной тягой, использование раструбов вполне уместно.

Стыковка прямоугольных изделий

Здесь используется два основных способа стыковки: фланец, шина. Первый вариант такой же, что и соединение круглых воздуховодов, второй практикуется при создании общеобменной вентиляции. Но методы имеют и свои особенности:

Воздуховод в двухэтажной бане.

  1. Фланец. На изделии с прямоугольным сечением фланец обязательно должен быть прикреплен к воздуховоду (если он круглый, то это необязательно), в противном случае возможно проседание и разгерметизация. Наиболее часто детали скрепляют точечной сваркой – метод простой и быстрый, однако недостаточно качественный, особенно если речь идет об оцинкованных деталях. Цинк может прогореть, и через пару лет в месте сварки начнется коррозия, которая ослабит фиксацию. Поэтому желательно для крепежа использовать заклепки, покрытые веществом, стойким к коррозии.
  2. Шина. Деталь изготавливают из профиля (предпочтительнее – оцинкованная сталь), на полный периметр воздуховода. При этом необходимо использовать угловые вставки, соединяющие стороны. Если сторона изделия превышает 20 см, то потребуется поставить фиксирующий замок, который обеспечит герметичность. Особое внимание стоит обратить на герметизирующие прокладки: лучше, если они будут поролоновыми или из ленточной, пористой резины толщиной 4-5 мм.

Виды прокладочных материалов

Прокладки, используемые при установке элементов вентиляционных систем, играют существенную роль в плане герметизации.

Поэтому важно использовать наиболее подходящий материал или применять специальные герметизирующие составы.

Схема устройства воздуховода.

Для герметизации стыков наиболее часто используют:

  1. Шнур асбестовый (ГОСТ1779-83). Применяется в ходе монтажа для герметизации при температуре плоскостей не более +400°С. Производители предлагают данные изделия толщиной 0,7-32 мм. Чтобы изготовить прокладку, отрежьте кусок шнура нужной длины и уложите его на фланец. Далее пропустите через прокладку из асбеста болты, чтобы с обеих сторон их огибали нити. Хранить шнур необходимо в сухом месте.
  2. Пористая резина. Изготавливается из твердых каучуков, имеет высокие амортизирующие и герметизирующие свойства. Предлагаемая на рынке стройматериалов пористая резина может быть термостойкой (до +140°С), маслобензостойкой, а также устойчивой к воздействию агрессивных сред. Резина любого типа сохраняет свои качества в диапазоне от минус 30°С до +50°С.
  3. ПРК. Материал полимерного типа в виде ленты, имеющей толщину до 6 мм и ширину до 50 мм. Ленту располагают на зеркале фланца, прокалывают отверстия под соединительные болты и затягивают. Недостаток данного материала – большая жесткость, из-за чего отверстия под болты приходится прокалывать с помощью бородка.
  4. СТУМ. Термоусаживающиеся манжеты, также изготавливаемые из полимеров. Производители предлагают изделия диаметром 130-355 мм. Используют в температурном диапазоне – 40°С – + 60°С.
  5. «Бутепрол». Невысыхающий состав, используемый при соединениях бандажного типа в круглых воздуховодах, по которым проходит воздушный поток, прогретый до +70°С.
  6. «Герлен». Нетвердеющая плоская лента, изготовленная из материала нетканого типа. Применяется при фланцевом типе соединения при температуре не выше +40°С. Выпускается в виде ленты длиной 12 м при ширине 80-200 мм.
  7. «Гелан». Синтетическая мастика, которая не высыхает и не твердеет. Хорошо подходит для герметизации оборудования вентиляционных систем.

http://youtu.be/1uIUr9RrvEM

Помимо уплотняющих герметизирующих прокладок, при соединении воздуховодов используют крепежные детали, к которым в первую очередь относятся болты, гайки, заклепки. Их размеры стандартизированы, материалом изготовления служит низколегированная или оцинкованная сталь. Для монтажа отдельных деталей оборудования иногда используют стальные самонарезающие винты с конической резьбой.

Соединения пластиковых и гибких воздуховодов

Эти детали соединять гораздо проще, чем металлические, т.к. в продаже имеется достаточное количество специальных соединителей и переходников самых разных форм, размеров.

http://youtu.be/f3eVafb7t_E

Фасонные части плотно надеваются на воздуховод и какой-либо дополнительной герметизации не требуют. Для стыковки гибких гофрированных воздуховодов применяют специальные пластиковые хомуты или «алюминиевый скотч».




Добавить комментарий: